Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Комментарий к статье 100 Уголовного Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентируются вопросы назначения одной из специфических принудительных мер медицинского характера - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено лишь в отношении лица, которое по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Названное психическое состояние должно быть отмечено в заключении судебно-психиатрической экспертизы.
Такое заключение экспертов-психиатров носит рекомендательный характер и должно быть оценено судом с учетом изложенного в нем медицинского критерия, а также исходя из общественной опасности содеянного, включая тяжесть деяния, способ его совершения и тяжесть последствий. При решении вопроса о применении такого вида принудительной меры медицинского характера следует иметь в виду, что лицо в силу указанных выше обстоятельств не требует постоянного наблюдения за ним в условиях стационара.
Общими основаниями для применения принудительных мер медицинского характера являются основания, указанные в ст. 97 УК РФ. В этой же и последующих статьях УК РФ рассматриваются основания, позволяющие выбрать одну из существующих принудительных мер с учетом тех параметров, которые указаны в законе.
В ст. 100 УК РФ указан, с нашей точки зрения, не очень определенный критерий назначения амбулаторного принудительного наблюдения - отсутствие нуждаемости по психическому состоянию лица в помещении в психиатрический стационар.
При решении данного вопроса на практике, естественно, возникает проблема, связанная с определением этого состояния. Когда лицо не нуждается в помещении в психиатрический стационар? Какие параметры должны приниматься во внимание при решении данного вопроса? Поставленная задача осложняется еще и тем обстоятельством, что в решении проблемы участвуют и представители психиатрии, и представители права, у которых подходы к проблеме, естественно, разнятся. Поэтому очень важно найти те точки соприкосновения, которые позволили бы решить данный вопрос объективно. И, очевидно, самое сложное здесь - это найти золотую середину, что обеспечивало бы, с одной стороны, необходимость и достаточность избранной меры для предотвращения совершения новых общественно опасных деяний, а с другой стороны, обеспечивало бы эффективное применение лечебно-реабилитационных мероприятий. Последнее связано и с поведением лица, страдающего психическим расстройством, которое, находясь не в условиях, ограничивающих его свободу, может не посещать психиатра, не принимать назначенные лекарства, отказываться от лечения и т.п.
В этой связи амбулаторное принудительное наблюдение следует назначать человеку, не представляющему большой общественной опасности, осознающему необходимость лечения, обладающему определенной дисциплиной и способному пройти необходимый курс в амбулаторных условиях.
Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.
Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством. Поэтому амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется только в виде диспансерного наблюдения и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.
Активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах) подлежат лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
На указанную комиссию направляются, в частности, лица:
- совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера;
- страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном законом.
Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.
После прекращения диспансерного наблюдения амбулаторная психиатрическая помощь по просьбе или с согласия лица либо по просьбе или с согласия его законного представителя оказывается в консультативно-лечебном виде. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.
Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.
Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также находящиеся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не реже одного раза в месяц.
Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
Так, Постановлением Верховного суда Республики Хакасия от 23 мая 2005 г. принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа в отношении К. были изменены на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Согласно выводам стационарной судебно-психиатрической экспертизы К. страдает хроническим психическим расстройством в форме органического заболевания головного мозга сложного генеза (раннего периода развития, травматического, интоксикационного) с выраженными изменениями психики и эпилептиформным синдромом.
Действительно, из акта психиатрического освидетельствования К. Хакасским республиканским психоневрологическим диспансером следует, что К. находился на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, регулярно, один раз в месяц, посещал врача-психиатра, нарушений режима не допускал, психическое состояние его стабильно.
За период наблюдения и лечения у психиатра К. адаптировался к нормальному образу жизни, работал в качестве трудинструктора, характеризовался положительно, постоянно поддерживал связь с детьми, оказывал им материальную помощь. С учетом этих данных и стабильного психического состояния К. комиссия ходатайствовала о снятии принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в отношении больного К., который в дальнейшем будет находиться под диспансерным наблюдением.
Однако, как обоснованно указал суд, указанный акт психиатрического обследования К. "является по существу ходатайством и не содержит какого-либо конкретного вывода комиссии врачей".
Между тем действительно в соответствии со ст. 445 УПК РФ ходатайство об изменении или отмене принудительной меры медицинского характера должно быть подтверждено медицинским заключением, в связи с чем доводы жалобы о несогласии с выводами суда о необходимости наличия медицинского заключения о психическом состоянии К. нельзя признать обоснованными.
Приведенные в жалобе данные об улучшении психического состояния К. были предметом исследования в судебном заседании, однако как не подтвержденные медицинским заключением не могут быть признаны основанием для отмены принудительной меры медицинского характера <1>.
--------------------------------
<1> Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 55-О06-18.
Другой комментарий к статье 100 УК РФ
1. Амбулаторная психиатрическая помощь оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Диспансерное наблюдение за состоянием психического здоровья лица осуществляется путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания больному необходимой медицинской и социальной помощи.
2. Как правило, такая мера применяется к лицам, которые по своему психическому состоянию и характеру совершенного деяния представляют наименьшую опасность для общества, способны осознавать смысл применяемой меры и могут самостоятельно удовлетворять свои потребности.