Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к статье 284 Уголовного Кодекса РФ
Объект утраты документов, содержащих государственную тайну, идентичен объекту разглашения сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).
Предметом преступления выступают документы, содержащие государственную тайну, и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.
Понятие документа определено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <1>. Им признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Указанный Закон различает несколько видов документов, в том числе: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); официальные документы; аудиовизуальная продукция; электронные издания; неопубликованные документы; патентные документы. Любой из указанных видов документов, если он содержит сведения, составляющие государственную тайну, может стать предметом анализируемого преступления.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует признавать различные объекты, информацию о наличии которых государство считает необходимым засекретить. Это могут быть определенные материалы, образцы техники, вооружения, топлива и т.д.
С объективной стороны анализируемое преступление состоит в деянии, заключающемся в нарушении правил обращения с документами и предметами, составляющими государственную тайну, которое повлекло за собой их утрату, и находящемся в причинной связи с ним наступлением тяжких последствий.
Диспозиция статьи бланкетная, в связи с чем при квалификации преступления необходимо обращаться к нормативным документам, определяющим порядок обращения с предметами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Так, например, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ от 10 июня 1998 г. N 33 Положение о работе с секретными материалами, документами, делами устанавливает следующие правила обращения с документами: запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте; иметь при себе секретные документы в пути следования в служебную командировку; передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде; снимать копии с секретных документов и делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги и т.д.
Нарушение правил может выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Правоприменитель обязан точно указать, какой пункт (статью) какого нормативного акта нарушил виновный.
Обязательными последствиями деяний виновного выступают утрата документов или предметов и наступление тяжких последствий. Представляется, что это два обязательных, взаимосвязанных, следующих одно за другим и находящихся в причинной связи с поведением виновного последствия. Нарушение правил обращения с документами, повлекшее только их утрату, не образует преступления, так же как наступление тяжких последствий в результате нарушения правил обращения с документами, при котором они не утрачиваются (например, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ утрата документа, который через несколько дней был рассекречен; или нарушение правил работы с документом, при котором содержащиеся в нем сведения стали известны третьим лицам, повлекли срыв важного государственного мероприятия, но сам документ при этом не был утрачен).
Утрата документа представляет собой как выход документа из владения субъекта помимо его воли (документ был обронен на улице, оставлен в ненадлежащем месте и т.п.), так и исчезновение документа или предмета по воле виновного (например, его неосторожное уничтожение). Признак утраты документа следует устанавливать независимо от того, на какой срок вышел из владения документ или предмет, содержащий в себе сведения государственной важности; при наличии иных признаков состава даже краткосрочное отсутствие документа можно рассматривать в качестве преступления.
Тяжкие последствия утраты документа - оценочный признак, устанавливаемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, свертывание научно-технических разработок, провал агентурной разведывательной сети и т.д.
Между деянием виновного и наступившими последствиями необходимо установить непосредственную причинную связь. Если лицом нарушены правила обращения с документом, документ утрачен, наступили тяжкие последствия, но: а) утрата документов вызвана не фактом нарушения правил, а иными обстоятельствами (например, документ похищен вместе с неопечатанным сейфом) или б) тяжкие последствия наступили не в результате утраты документа (например, содержащаяся в документе информация была разглашена иным лицом), то состав преступления отсутствует. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления тяжких последствий.
Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.
Следует обратить внимание, что в содержание субъективной стороны анализируемого преступления необходимо включать также осознание виновным факта нарушения специальных правил. Представляется, что любое лицо, имеющее доступ к государственной тайне, всегда осознает, находятся ли его действия в рамках существующих правил или же представляют собой их нарушение. Неосознанное нарушение правил обращения с документами, повлекшее их неосторожную утрату и наступление тяжких последствий, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ (такая ситуация, к примеру, возможна, если лицо не осознает, что его работа с секретными документами записывается на видеопленку посторонними лицами).
Осознанное нарушение субъектом правил обращения с документами и сознательно-волевое (умышленное) отношение к наступившим последствиям исключают возможность квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ. Например, умышленное повреждение, уничтожение документа, при котором субъект желает наступления тяжких последствий, может получить правовую оценку по ст. 275 или ст. 286 УК РФ.
Субъект преступления специальный - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое имеет допуск к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).
Другой комментарий к статье 284 УК РФ
1. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).
2. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется законодательством. По каждому уголовному делу необходимо установить, какие конкретно правила были нарушены и в чем выражалось это нарушение.
3. Утрата указанных документов как последствие рассматриваемого преступления предполагает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно, что создает возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было, то нарушение указанных правил не образует состава рассматриваемого преступления.
Тяжкие последствия производны от утраты, могут наступить как результат утраты соответствующих документов сам по себе либо как результат попадания их в руки посторонних лиц.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.