Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству , -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион рублей, особо крупным - два миллиона пятьсот тысяч рублей .

Комментарий к статье 185 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления - установленный порядок эмиссии ценных бумаг, интересы инвесторов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> эмиссия ценных бумаг - это установленная последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг <2>.

--------------------------------
<1> РГ. 1996. 25 апр.
<2> Об эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг см.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // РГ. 1998. 6 авг.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Размещение эмиссионных ценных бумаг представляет собой отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Под эмиссионной ценной бумагой понимают любую ценную бумагу, которая характеризуется одновременно следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В качестве эмиссионных ценных бумаг выпускаются акции, облигации и опцион эмитента. Они могут быть именными или на предъявителя, а также в бездокументарной или документарной форме.

По общему правилу процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг заключается в следующем: 1) принятие решения о размещении бумаг; 2) утверждение решения об их выпуске; 3) государственная регистрация их выпуска; 4) размещение бумаг; 5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

В случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмитентом осуществляется регистрация их проспекта.

Проспект эмиссии ценных бумаг - это обязательный для государственной регистрации выпуска ценных бумаг документ, который представляется в регистрирующий орган и содержит сведения об органах управления эмитента, о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности, об участниках (акционерах) эмитента и т.д.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами (ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а в необходимых случаях аудитором, независимым оценщиком, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг после государственной регистрации их выпуска (ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в течение тридцати дней с даты представления необходимых документов. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не позднее тридцати дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, который содержит следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения ценных бумаг и их количество; долю размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; общий объем поступлений за размещенные бумаги; о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые заключены в процессе размещения ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в данном документе.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: 1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; 2) утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; 3) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, и последствии в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи.

Под внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации понимается включение в данный документ на стадии его подготовки информации, не соответствующей реальной действительности.

Утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг заключается в их одобрении коллегиальным (например, совет директоров) или исполнительным (например, генеральный директор) органом эмитента.

Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, понимается отчуждение эмитентом первым владельцам ценных бумаг, которым не присвоен индивидуальный государственный регистрационный номер.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к комментируемой статье под крупным ущербом понимается сумма, превышающая один миллион рублей. С качественной стороны ущерб выражается в реальных имущественных потерях и упущенной выгоде.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие причинной связи между действиями и наступившими последствиями. Однако, как справедливо отметил И.А. Клепицкий, единой и строгой методики исчисления ущерба от подобных действий не существует и она вообще вряд ли возможна (с учетом отношения в нашем гражданском праве к "абстрактным убыткам") <1>.

--------------------------------
<1> Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 204.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что своими действиями злоупотребляет при эмиссии ценных бумаг, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления. Вместе с тем для данного преступления характерно извлечение имущественной выгоды и иная личная заинтересованность.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за составление проспекта эмиссии, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг. Как правило, это члены коллегиального или руководители исполнительного органа эмитента, главный бухгалтер, финансовый консультант, оценщик, аудитор.

Квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

За нарушения эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, не причинившие крупного ущерба, установлена административная ответственность (ст. 15.17 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 185 УК РФ

1. Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, закрепляющая совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги; размещается выпусками.

2. Эмиссия ценных бумаг - установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

3. Проспект эмиссии ценных бумаг должен содержать данные об эмитенте, о его финансово-экономическом состоянии и факторах риска, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Назначение проспекта эмиссии состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим эмиссионные ценные бумаги, максимум информации, необходимой для принятия самостоятельного и обоснованного решения. Искажение любой информации, содержащейся в указанном проспекте, повлекшее причинение крупного ущерба (свыше 1 млн. руб.), влечет уголовную ответственность по ст. 185 (первая форма преступного деяния).

4. Вторая форма деяния - подтверждение проспекта ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию. Данный проспект должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в нем. Проспект ценных бумаг также должен быть подписан аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными актами, - независимым оценщиком (по усмотрению эмитента - и финансовым консультантом на рынке ценных бумаг).

5. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается, как правило, лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента. Если указанные лица утвердили содержащий заведомо недостоверную информацию проспект эмиссии (третья форма преступного деяния), то они подлежат уголовной ответственности при условии причинения крупного ущерба.

6. Утверждение или подтверждение уполномоченными органами эмитента недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг образует четвертую форму преступного деяния.

7. Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации, причинившее крупный ущерб, характеризует пятую форму деяния, предусмотренного комментируемой статьей.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный - лицо, в обязанности которого входит совершение действий, перечисленных в ст. 185.